Россия, Ленинградская область, д. Аннолово, Центральная
Телефон:
+7 (911) 925-05- Показать номер
Пн-вс: 09:00—20:00
whatsapp telegram vk email

Мозаика из смальты (25 фото): смальтовая мозаичная плитка, техника укладки своими руками

Как уложить мозаику из смальты

Смальта – древней и невероятно красивый материал. Смальту получают путем переплавки стеклянной массы с добавлением оксида металлов. В результате получают кубики или пластинки богатейшего спектра оттенков и фактуры. Выпускают также смальту болоками, которые требуют предварительной колки.

Смальта может быть матовой и блестящей, с гладкой или неровной поверхностью, прозрачной или плотной, цветной, золотой, серебряной, медной. Необыкновенный эффект мерцания, сияния смальты позволял создавать из нее настоящие шедевры мирового искусства и доныне украшающие Византийские и Русские храмы. Техника стеклянной мозаики была опробована незадолго до нашей эры в Римской Империи. Тогда стали изготавливать голубое, бирюзовое и кобальтовое стекло. Спустя несколько столетий, в эпоху Константинополя, цветовые оттенки смальты исчислялись тысячами.

Богатейшая палитра цвета, насыщенности, яркости и прозрачности смальты на древних мозаиках не уступает живописным полотнам, а по прочности и долговечности во много раз превосходит и фреску.

Смальта не гниет, не подвержена стиранию, необыкновенно износостойка. Полы Римских вилл и храмов сохранили свое очарование даже там, где не осталось ни предметов обихода, ни стен. Минимальный коэффициент стирания позволяет украшать смальтой поверхности даже с интенсивным ежедневным использованием: полы, лестницы, скамьи, применять в декоре учреждений и общественных мест.

Смальта совершенно не поглощает воду, поэтому ее живописная поверхность может покрыть ванну, купель, бассейн, фонтан. Только представьте себе ванную, переливающуюся всеми оттенками узоров и золотым сиянием! Небольшие мозаичные вставки, фризы могут дополнить общую отделку комнаты.

Смальта – жаропрочный материал и с успехом применяется при облицовке каминов и печей.

Смальта морозоустойчива, и используется как в интерьере, так и для отделки фасадов, элементов ландшафтного дизайна. Благодаря своей способности покрывать любые, даже самые сложные криволинейные поверхности и богатству цвета – использовать ее можно везде, где вы пожелаете: в доме и на улице, в ванной, гостиной, спальне; на стенах, столах, полах, мебели, посуде; как дополнительный декор или самостоятельное украшение.

Чтобы мозаика из смальты радовала вас долгие-долгие годы, при укладке необходимо соблюдать все тонкости технологии. Небольшие декоративные панно можно изготовить и самостоятельно, но это также требует обучения, опыта, совета мастера. При использовании смальты в интерьере лучше всего обратиться к специалисту.

Первый этап укладки смальты – это подготовка поверхности. Поверхность должна быть тщательно выровнена, так как мелкие кусочки смальты будут старательно повторять каждый изгиб и каждую неровность. Естественно наносить смальту надо на прочное, не крошащееся, чистое и сухое основание. Если речь идет о ванной, сауне или бассейне – предварительно проводят работы по гидроизоляции. Стены помечают и делят на квадраты, равные размерам листа матриц.

Сейчас смальту редко укладывают вручную, по одному камню. За такую работу берутся профессионалы мозаичисты. В таком случае работа художника будет равняться его мастерству, но в любом случае обойдется не дешево. Но и результат будет великолепным.

Сегодня смальту выпускают в виде матриц на бумажной или сетчатой основе. Можно купить готовые фартуки на кухню с орнаментами, рисунками, картинами; фризовые узорные бордюры в ванную или целые «живописные» полотна. Для хамам можно подобрать «ковер» на пол с узором в турецком стиле.

Матрицу, как правило, изготавливают из равных пластинок кубиками, а не случайным набором, что позволяет снизить трудозатраты и итоговую стоимость.

Смальта – стекловидный материал с низкой пористостью и требует специально подобранного клея высокой клеящей способностью, эластичностью и белого цвета. Смальту на бумажной основе наносят непосредственно на клей, а бумагу аккуратно снимают после, слегка увлажнив водой. Смальту на сетчатой основе укладывают, мягко притирая резиновым шпателем.

Через сутки приступают к затирке. Для затирки нужна паста, также как и клей, высокой эластичности, содержащей латекс. После окончания затирочных работ поверхность мозаики бережно очищают, чтобы не вымыть пасту из швов.

Квалифицированные рабочие смогут провести все работы по подготовке и нанесению стеклянной мозаики, соблюдая все температурные и временные нормативы, подберут нужный клей, пропитку для поверхности и затирку.

Ваш маленький шедевр украсит дом своим мерцанием чистого золота и яркого цвета и сохранит это очарование неизменным еще очень долго.

Мозаика из смальты в интерьере

Смальтой называют непрозрачное цветное стекло, полученное методом плавки по особым технологиям с добавлением оксида разных металлов. Его используют для создания мозаичных панно. Восхитительно яркий плотный материал имеет тысячу оттенков.

Особенности и достоинства

Образцы смальты доходят к нам с V века до нашей эры, не изменив свой колорит. Прекрасный материал пришелся по вкусу мастерам древней Византии – они довели его до совершенства. На Руси смальта обосновалась с ХI столетия. Ее применяли для украшения христианских храмов. Со временем для этих целей стали использовать фрески, а смальту незаслуженно забыли на шесть веков. Ученый и художник Михаил Ломоносов возродил в России удивительное искусство мозаичных смальтовых изделий. В XIX веке для Исаакиевского собора создали мозаичное панно на площади 600 кв м.

Исключая современные технологии, выполнение мозаики из смальты остается кропотливой ручной работой, требующей аккуратности, внимания и терпения. Цветовые возможности изделия на производстве засекречены. Однако, даже досконально соблюдая рецепт, каждый раз получается разный продукт. Неоднородность материала, сочетание матовых, прозрачных и полупрозрачных слоев, приводит к удивительному внутреннему свечению.

А если в создании смальты участвует сразу несколько цветов, продукт приобретает завораживающую гамму полутонов, играющих разнообразными оттенками даже в маленьких кусочках.

Тессеры смальты не имеют одинаковых форм и размеров, как это бывает в мозаиках из других материалов. В создании панно применяются маленькие и большие сколы разных геометрических пропорций. Это могут быть детали с неровными и острыми краями. Если изделие выполняется большими элементами, то его неполированная поверхность своеобразно преломляет свет, насыщая изображение неожиданными оттенками. Мозаичное панно, созданное из мелких полированных деталей, по своим художественным качествам не уступают лучшим образцам живописи.

Производство смальты

Технология получения смальты мало чем отличается от производства стекла. Различие заключается в добавлении оксидов металла:

Сырье с красителями на 4 часа помещают в печь и выплавляют при температуре 1200 градусов. Затем выливают на чугунную плоскость, раскатывают и нарезают кусками («блинами» или «блоками»).

Рецепты наработанных ярких оттенков производители держат в секрете. При их изготовлении нельзя добиться стабильного цвета – каждый раз тон и плотность материала меняются. Например, при добавлении меди на определенном этапе нагревания изделие становится розовым, затем сочно-красным, и в итоге мутнеет, приобретая коричневый цвет с медными вкраплениями.

Золотую смальту производят другим способом. Сначала подготавливают стеклянные плитки площадью 100-200 кв см и толщиной в 1 мм. На плитки помещают золотую фольгу, а далее размягчают заготовку в печи, не доводя до плавления. Вынимают, заливают раскаленным стеклом так, чтобы толщина изделия не превышала 1 см. Получается красивый мозаичный материал. Один килограмм такой смальты стоит 55-85 тысяч рублей, тогда как обычная цветная продукция – 600-700 рублей.

Создание мозаики своими руками

Если возникло желание выполнить мозаику из смальты своими руками, а мастер-класс взять не у кого, попробуем объяснить азы работы с этим материалом. Следует помнить, что смальта является стеклом, которое бывает острым, а его колким – опасным. Техника безопасности при работе с ней такая же, как со стеклянными изделиями – нужно позаботиться о том, чтобы острые сколы не летели на мебель и прочую окружающую обстановку. В момент изготовления не допускается присутствие детей и животных. Рабочую поверхность следует застелить клеенкой или бумагой. Затем нужно надеть защитные очки, перчатки и приступать к работе.

На деревянный пень нужно установить пластину смальты, закрепленную долотом и аккуратно откалывать небольшие куски молотком. Полученные сколы следует рассортировать по цвету, размеру и форме.

Для оформления панно понадобятся не только геометрически четкие заготовки, но и осколки с неровными краями.

После получения сколов рабочую поверхность и окружающую обстановку необходимо тщательно убрать, чтобы исключить контакт домочадцев со стеклянной крошкой. На следующем этапе подготавливается место для работы над панно. Подходящим основанием считается сухая, жесткая поверхность, которую зачищают от пыли и неровностей. В противном случае, кусочки смальты будут отслаиваться. Когда поверхность подготовлена, можно выкладывать мозаику. Существует два метода подобного действия: прямой и обратный.

  • При прямом способе кусочки стекла выкладываются на поверхность с клеевой основой лицевой частью вверх. Это дает возможность наблюдать за появлением рисунка.
  • Обратный метод предполагает выкладывание мозаики изнаночной стороной, на которую впоследствии заливается клеевая основа. Просохшее полотно следует перевернуть, а затем проверить размещение мозаичных элементов. Вторым способом работать сложнее, но с его помощью можно добиться идеальной плоскости полотна.

Powered by 

Формировать края рисунка следует большими прямоугольными кусочками. Когда контур готов, можно приступать к дальнейшей укладке. Техника создания мозаики проста, но нужно иметь терпение, цветоощущение и художественный вкус. Мозаичное панно подойдет многим стилям. Все зависит от сюжета рисунка.

Смальтой можно облицовывать стены, полы, колонны, двери и лестницы. Мозаика хорошо сочетается с другими видами отделки. Высокая стоимость мозаичной смальты обусловлена ручной работой и особенностями материала, но именно это делает ее восхитительной. Кроме того, она практически вечна, не требует реставрации и ухода, а своей красотой будет радовать многие поколения.

Инструмент и техника изготовления мозаика и смальты

Художественная мозаика – это картина изготовленная из сотен или тысяч мельчайших кусочков стекла. Мозаика это настоящее произведение искусства, которое при изготовлении требует усидчивость, внимательность и желание творить. Процесс создания удалось увидеть в одной из мастерских студии витража «Александрия», которая начинала с витражей уже более 20 лет назад.

При создании витражей использовалось большое количество непрозрачного стекла, остатки которого накопилось достаточно много, после чего в студии решили попробовать пустить их в дело – начать выкладывать мозаику. С этого момента прошло шесть лет, и теперь мозаику можно смело назвать второй основной специализацией студии. Для такой важной работы были обучены мастера и оборудованы мастерские.

В одной из таких мастерских – просторном помещении с высокими потолками собирают мозаику. Свет, лившейся из высоких окон освещал огромные столы, на которых были разложены картины разной степени готовности. По краям каждого стола среди разбросанных кусочков стекла лежали всевозможные инструменты: щипцы для стекла, кусачки для мозаики, профессиональные стеклорезы и другой инструмент для мозаики. Над двумя мозаиками, склонившись, работали мастера.

У стен стоят высокие стеллажи с ваннами, в каждой из которых лежали готовые модули – небольшие прямоугольные кусочки стекла. Узкая, прижатая к стене лестница вела на небольшой балкон. При каждом шаге под ногами поскрипывали и хрустели кусочки стекла – мастера, чтобы не отрываться от работы, кидали обрезки прямо на пол.

На первый взгляд мозаика не сильно отличалась от витража – те же самые кусочки стекла, которые надо вырезать и вписать в картину. Но если присмотреться внимательнее, то открывается целое море различий. «Всё начинается с картона – рисунка будущей мозаики. Только если к витражистам он приходит с отмеченными цветами – здесь будет желтый, здесь – синий, то мы просто видим общие линии и эскиз»

Сегодня мозаику выкладывают двумя основными способами. При одном стекло вырезается точно в размер какой-то области – лепестка цветка или крыла стрекозы – сродни флорентийской мозаике. При другом, более близком к римской мозаике, картинка собирается из небольших прямоугольных кусочков. «Я не люблю стекло резать – ты сразу зависишь от тех цветов, которые есть на готовом листе. Смальта ближе к живописи – каждый модуль как мазок кисти. И здесь у нас гораздо больше свободы – мы сами себе художники. Предположим, я решил, что на мозаике волосы должны быть золотыми – и я их делаю золотыми».

Но это далеко не единственное различие между мозаикой и витражами. Работа здесь гораздо тоньше – иногда приходится выкладывать модули размером немногим больше ресницы. А их ещё надо вырезать из стекла и, при необходимости, отшлифовать. Подгонять модули друг к другу приходится плотно, с мельчайшими зазорами. Неспроста мастера называют такую работу ювелирной.

Для резки стекла используются художественные стеклорезы Bohle. Они имеют удобную площадку для упора пальцев максимально близко к головке стеклореза.

При необходимости модуль можно подшлифовать на специальном станке для обработки кромки стекла Kristall 2000S

«Модули мы обычно выкладываем, начиная с какого-то конкретного элемента. Вот, например, ягода, – и Андрей показал мне эскиз новой мозаики и начал водить пальцем вокруг угловатой стилизованной ягоды, – Я в начале выложу её, потом ряд вокруг неё, потом ещё ряд. Но иногда бывает и по-другому – вот посмотри, как работает Андрюха, – и Андрей кивнул в сторону другого мастера, работавшего над мозаичной иконой Николая Угодника, – он вначале выложил лик и кисти, закрепил их и вставил в общее панно. А теперь уже вокруг них достраивает всё остальное».

Большинство мозаичистов в мастерской имеют художественное образование, но Андрей на вопрос как начал заниматься мозаикой, с ухмылкой ответил: «Я сюда вообще в гараж пришел работать, у меня образования художественного нет. Прихожу, а у меня спрашивают: «Мозаику когда-нибудь выкладывал?» Ну я ответил, что нет. Ничего, говорят, научим. Так научили, что я уже шестой год здесь работаю».

Модули выкладывают на монтажной плёнке – самоклеющимся листе, который держит кусочки стекла на месте. Когда вся картина собрана, поверх неё лицевой части наклеивают аракал – ещё один самоклеющийся лист. После этого мозаику переворачивают и снимают монтажную пленку, а на её место ставят основу – особую ткань, на которую окончательно приклеивают связанные аракалом элементы мозаики. Когда модули прочно закрепятся на основе, ставший ненужным аракал снимают.

Мозаика по мотивам картины Густава Климта “Водяные змеи”. Над этой мозаикой Андрей безвылазно работал три месяца

Такие хитрые манипуляции делаются для того, чтобы художник при наборе видел лицевую часть мозаики – такую, какой она станет после монтажа на основу. Существует, правда, и так называемый обратный набор, когда мозаику собирают зеркально прямо на аракале. Только вот стекло для мозаики – прихотливая вещь: часто одна сторона может разительно отличаться от другой по рисунку и цвету, и предугадать. Предугадать, как будет выглядеть мозаика в итоге, при обратном наборе будет очень сложно.

«А после этого начинается самое интересное – затирание швов. Затирку подбирают под цвет модулей и при необходимости подмешивают нужный колер. Но после этого работа может измениться до неузнаваемости: отдельные участки посветлеют, другие потемнеют, а некоторые цвета могут слиться. И сделать с этим ничего нельзя – остаётся только каждый раз представлять, что получится в итоге».

Работа шла своим чередом — маленькие кусочки стекла один за другим ложились на стол, складываясь в будущую картину.

Смальта – произведение искусства в интерьере вашего жилища

Элементами мозаики может быть все что угодно: кусочки стекла и дерева, осколки перламутра и металлические пластинки, камешки и фрагменты зеркала. Однако к самым известным и старинным видам мозаики относится, конечно, стеклянная, а, в частности, один из ее видов – смальта.

Что такое смальта

Смальта – искусственное прозрачное или непрозрачное цветное стекло, изготавливаемое по специальной технологии. Довольно долго под этим названием подразумевали только ярко-синюю эмаль или стекло такого же цвета, но сейчас название распространилось на все виды материала.

В качестве отделки смальта известна со времен Древнего Рима. Материал, сохраняющий цвет и блеск на протяжении столетий превосходно подходил для увековечивания побед царей или божественных историй. В домашних условиях ее применяют намного реже, поскольку материал это сложный для ручной работы, требующий и внимания, и опыта, и немалого терпения.

Powered by 

В отличие от обычной стеклянной плитки смальту используют в виде осколков. Производится она в виде блоков, которые необходимо раскалывать или распиливать, чтобы получить маленькие цветные элементы. Понятно, что не каждый может совладать с таким материалом.

  • Российские изготовители чаще всего предлагают модули в виде «блинов» и «блоков».
    • «Блин» – одноцветный овал толщиной в 5–9 мм и размерами в 20–30 см на 40–60 см. Такой «блин» раскалывают: модуль устанавливают в ребро, прижимают долотом и ударяют молотком.
    • «Блок» – отличается не только формой и размерами. Это прямоугольный или квадратный слой толщиной в от 7 до 30 мм и размерами от 15*15 до 25*25 см. Кроме этого, блок часто изготавливают из смальты разных оттенков, в результате чего в массе изделия образуются изумительные цветовые переходы полутонов, оттенков, градиентов. «Блок» чаще всего распиливают, а не раскалывают, а мозаику составляют так, чтобы учесть тонкие переливы цвета между элементами одного массива.
  • Итальянская смальта продается в виде кубиков размерами до 4–5 см и толщиной в 1–2 см. Кубик раскалывается намного проще, но и стоимость итальянской продукции намного выше.

При расколе, да и при распиле получают элементы с разной поверхностью – матовой, гладкой, с неровным сколом, ровным распилом и так далее. В зависимости от задумки используются любые поверхности тессера – кусочка мозаики, здесь все зависит от воображения или видения художника. Поэтому выкладка панно из смальты, это, прежде всего творческая работа и требует хорошего ощущения цвета.

На стадии раскалывания «блинов» или «блоков» необходимо надевать перчатки, защитные очки и обращать внимание на траекторию отлета кусочков, чтобы не потерять часть материала. Сама технология монтажа мозаики из смальты также предполагает использование перчаток.

Мозаика из смальты (фото)

Виды такой мозаики

Специфическая форма тессеров – по сути любая, и к тому же с разной поверхностью, требует и особого обращения с материалом. Мозаика из смальты заметно отличается от привычных наборов из квадратных или круглых стеклянных плиточек. Во всяком случае готовые модули из одинаковых элементов, так подходящие для облицовки кухонных фартуков, здесь невозможны.

  • Византийская – самый традиционные вид мозаики, где цветные кусочки более или менее близкой формы уложены как можно плотнее друг к другу, а швы заполнены затиркой. Размер тессеров при этом может быть разным.
  • Инкрустация – врезка кусочков цветного стекла в поверхность материала, отличающегося фактурой – в дерево, например.
  • Маркетри – смальта для деревянного столика используется редко, поскольку этот материал не образует плоскости. А вот на стеклянных и металлических столиках встречается и мозаика из смальты. В основном это современные произведения.
  • Флорентийская – по технике исполнения ничем не отличается от византийской, но предполагает законченную картину из смальты с героическим или божественным сюжетом, наподобие картин старинных мастеров. Тессеры используются любой формы и размера.

Мозаика из смальты предполагает 2 возможных вида набора.

  • Прямой – кусочки стекла укладываются на поверхность, покрытую клеевым или цементным раствором. Тессеры кладут лицевой стороной верх – гладкой или сколотой, зависит от идеи. Плюс такого метода – художник видит, как воплощается его замысел и по ходу исполнения может заменить какие-то кусочки, найдя лучшие по цвету или фактуре.
  • Обратный набор предполагает размещение тессеров лицевой стороной вниз и заливку готового собранного рисунка каким-то материалом основания. Таким образом можно получить максимально плоскую поверхность мозаики. После застывания изделие переворачивают и слегка подравнивают края тессеров,

Этот же метод используется, когда невозможна работа по месту, а мозаичное панно нужно привезти в готовом виде.

О том, как производится золотая смальта, расскажет этот видеоролик:

Особенности материала

Смальта обладает всеми достоинствами и преимуществами стекла, однако в силу специфической своей формы и метода использования мозаика из нее обладает дополнительными особенностями.

  • Смальта привлекает не за счет разнообразия цветовых оттенков, а благодаря своеобразному свечению изнутри. Оно обусловлено толщиной элемента, комбинаций прозрачных и полупрозрачных участков, введением металлического зерна и так далее. Да и сам материал зачастую изготавливается из нескольких цветных смесей, позволяющих получить игру полутонов в пределах самого крошечного осколка стекла.
  • Обработка тессера допускает любую поверхность – гладкую, блестящую, матовую, рельефную, колотую, пиленую и прочее. А это позволяет создавать игру цвета и тени за счет разницы фактур.
  • Смальту можно укладывать на сколь угодно неровные и криволинейные поверхности и даже скрывать за ней строительные дефекты.
  • Это один из самых долговечных материалов из ныне существующих. Известным сегодня римским мозаикам более 2 тысяч лет, но они ни на йоту не потеряли своей красоты и красочности.

Однако у этих достоинств есть и обратная сторона.

  • Использовать смальту для отделки всей стены особенно в большом помещении не рекомендуется. И дело даже не в том, что мозаика таких размеров будет утяжелять стену, а в том, что тессеры – осколки с острыми краями и представляют определенную опасность. Для оформления детской, например, да и вообще для жилища, где есть дети, отделка смальтой не допускается, уж лучше просто мозаика, или, например керамическая плитка на пол.
  • «Мертвая зона» для такого панно – 5 метров, так что при небольших размерах комнаты мозаика будет представлять собой очень небольшой фрагмент.
  • Трудоемкость – это тяжелый, требующий предельного внимания труд. К тому же здесь нужны художественные способности и чувство цвета. Соответственно, стоимость таких работ очень высока.
  • Смальта – дорогой материал и облицовка им ванной обойдется в изрядную сумму (в сравнении с керамической плиткой).

О том, как правильно колоть смальту, расскажет данное видео:

Цветовая гамма

Наиболее правильным выражением по отношению к выбору цветов для смальты будет сказать – бесконечный. В стекло при изготовлении добавляют неорганические красители любого рода, в том числе и люминесцентные, при этом часто сочетают разные соли и оксиды, чтобы получить самые удивительные оттенки. Кроме того, существуют и дополнительные способы обогатить цветовую гамму.

Различают несколько видов смальты.

  • Прозрачная – в состав исходного сырья входят разнообразные калиевые соли. Они придают оттенок материалу, но не влияют на его прозрачность. Секретов здесь множество: так, сера дает яркий синий цвет стекла, а в присутствии солей кадмия, которые сама по себе бесцветны, создает насыщенный желтый.
  • Опаловая или глухая – непрозрачный материал, где в качестве пигментов используют заглушающие вещества, наподобие триоксида сурьмы или оксида олова.
  • Жилистая или пятнистая – ее получают комбинацией исходного сырья разного оттенка. По глубине материала цвет может меняться, причем весьма заметно.
  • Золотая или серебряная – своеобразный триплекс, где между двумя кусочками стекла запрессовывается золотая или серебряная фольга. Цвет смальты определяется толщиной и пробой фольги. Так, раскатанное до прозрачности червонное золото просвечивает зеленым, а золото с добавкой меди становится розовым.

Производство продукции

Технология

Технология изготовления смальты, на первый взгляд, проста и мало чем отличается от варки стекла. Однако в шихту для придания нужного оттенка добавляются оксиды металлов в разных сочетаниях. И вот здесь то и возникает главная сложность.

Сами по себе смальтоваренные печи несложны, поскольку температура процесса относительно невысока – 1000–1200 С, и, главное, не требуется особой точности в соблюдении температурного режима. А это означает отсутствие дорогостоящей аппаратуры по регулировке температуры и давления.

  • Исходное сырье заливают в емкости – отдельно для каждого оттенка и устанавливают в печь. Варка, как правило, занимает около 3–4 часов.
  • Затем смальту выливают на ровные чугунные доски и раскатывают специальными металлическими валиками.
  • Полученные неправильной формы «лепешки» распиливают на бруски, «блоки» или «блины».

Варка

Варка смальты – процесс почти такой же творческий, как и изготовление мозаики из нее.

  • Во-первых, рецепты цвета и дополнительных эффектов считаются секретом производства.
  • Во-вторых, при самом точном соблюдении технологии нет гарантии получения ровно такого же оттенка. К тому же имеет значение и последующая термическая обработка материала. Так, например, медь, добавленная в стекло, никак не окраску и прозрачность не влияет.

Powered by 

Но если изделие нагреть до температуры близкой к плавлению, начинает появляться розоватый оттенок. При дальнейшем нагреве цвет будущей смальты переходит в ярко-красный, а затем в коричневый. На последней стадии становятся видны вкрапления меди, и материал частично становится мутным. Этот эффект широко используют при изготовлении искусственных авантюринов, но чаще добавляют в сырье не медь, а хром.

Такое положение вещей делает очень соблазнительной идею изготовления, самостоятельной варки смальты для мозаики в домашних условиях своими руками. Известно, что многие художники-мозаичисты самостоятельно готовят для себя материал. Однако такое умение вырабатывается лишь годами опытов со стекловарной печью.

Несколько иначе выглядит процесс изготовления золотой смальты. В этом случае сначала выдувают стеклянные листы толщиной не более 1 мм и разрезают их на плитки по 100–200 кв. см.

На каждой плитке размещают фрагмент золотой фольги и устанавливают заготовки в специальную печь, где температуру повышают до размягчения, но не плавления стекла. Затем на каждую пластинку выливают жидкое стекло в таком объеме, чтобы при застывании оно образовало слой не толще 1 см. Потом плитку запрессовывают и отжигают.

О том, где купить смальту для мозаики и в какую стоимость, читайте ниже.

Известные производители

  • В России единственным официальным производителем смальты является Экспериментальная Лаборатория Художественных Стекломатериалов. Они используют для изготовления смальты проверенный метод ручной раскатки и предлагают материал более чем 1000 оттенков. Смальту выпускают в виде блоков или полос, в том числе и золотую. Цена обычной цветной смальты колеблется от 590 до 700 р. за кг. Золотая смальта стоит от 55 000 до 85000 р. за кг.
  • Итальянский производитель SICISвыпускает прозрачную смальту наряду с матовой и перламутровой стеклянной мозаикой. Квадратный метр готового блока оценивается в 50–60 €.
  • Vitrex – тоже итальянская компания, известная на российском рынке. Vitrex предлагает прозрачную и непрозрачную смальту. Продается она в виде кубиков, что облегчает работу по расколу и укладке материала. В среднем стоимость колеблется в районе 12–14 тыс. р. кв.м. Найти в магазинах блоки или кубики для самостоятельной работы весьма сложно.
  • Bisazza – производит множество видов керамической отделки, а также стеклянную мозаику и смальту. В России можно приобрести не только готовый модуль, но и материал для панно в виде блоков. Цветовая палитра – около 150 оттенков. Стоит блок от 1700 р. за кг.

Смальта – удивительный вид мозаики. Богатством оттенков и рельефа она превосходит даже стекло, а по долговечности и водостойкости поспорит с самыми прочными керамическими изделиями. И это действительно творческий материал во всех смыслах слова: каждая мозаика из смальты – это произведение искусства.

Данное видео поможет вам правильно порезать мозаику и смальту по диагонали:

Делай сам 16

Делаем своими руками

Как сделать мозаику своими руками

Мозаика из смальты и стекла

Занимаясь сборкой витражей в технике Тиффани, волей-неволей сталкиваешься с проблемой отходов цветного стекла. Если большим осколкам ещё можно найти применение в витражных поделках , то мелкие остаются не у дел. Решение напрашивается само собой ─ мозаика. В интернете информация о том, как сделать мозаику своими руками весьма расплывчатая. Подробные мастер-классы оказываются не настолько подробными. Может от того, что авторы не хотят делиться какими-то секретами, а может быть считают, что ничего сложного в изготовлении мозаики нет. Сначала я попробовал сделать небольшую мозаику в смешанной технике.

То есть, вырезал основные элементы стеклорезом, обточил на шлифовальной машинке, приклеил и затем заполнил фон.

Если с подобным вариантом проблем не возникало, то сборка мозаики на сетку из стекловолокна

мозаика из стекла

с последующей наклейкой на стену в ванную была достаточно проблематичной, причём найти полезную информацию о том, как приклеить фрагменты мозаики к сетке, я так и не смог. Недавно, по случаю, я приобрёл несколько блинов смальты,

поэтому сегодня я опишу попытку изготовления мозаики из смальты и цветного стекла. Назвать это мастер-классом, будет слишком громко, поскольку нет полной уверенности в правильности действий. Приобретённый специальный клей для мозаики

клей для мозаики

оказался бесполезным. Вполне возможно, что для гладких фрагментов он подойдёт, но не для смальты и колотого стекла. Клей для стекла фирмы «Титан»

клей для стекла

прочный, но застывает слишком быстро, поэтому от него тоже пришлось отказаться. Идеально подходит для мозаики, на мой взгляд, клей ПВА «Момент» Д3.

клей ПВА «Момент»

Время застывания вполне хватает для спокойного монтажа и корректировки, к тому же тессеры (фрагменты мозаики) держатся достаточно прочно. Рисунок я взял из журнала

и распечатал в необходимом формате в принт студии

(Ошибка №1) .Шаблон положил на небольшой лист фанеры и сверху закрыл стеклом под размер картинки толщиной 3 мм., закрепив его гвоздиками.

На это стекло и начал собирать мозаику. (Ошибка 2). Для колки смальты обычно применяют специальный молоток. Я подобный не нашёл, поэтому использовал кирку каменщика с победитовыми напайками.

Пенёк с металлическим зубом (харди), на котором колют смальту, я решил использовать небольшой,

адаптировав его для городской квартиры. (Ошибка 3). Мелкие фрагменты смальты и цветного стекла удобно колоть специальными дисковыми кусачками.

Как я уже писал ранее, смальты в моём распоряжении было всего несколько блинов. А подходящего цвета не более трёх. Чтобы цветное стекло по фактуре не сильно отличалось от смальты, класть его пришлось колотой стороной наверх (и вниз соответственно).

Для этого сначала я нарезал полоски,

а затем наломал стекло на тессеры.

Чтобы удобнее было макать фрагменты мозаики, клей лучше перелить в баночку с широким горлышком.

Для укладки мозаики я использовал медицинский пинцет.

укладка мозаики своими руками

Если вдруг что-то пошло не так, как здесь (нос у котёнка),

всё вполне можно исправить,

Как сделать мозаику своими руками

пока клей не застыл окончательно. Собираем картинку аналогично, стараясь повторять направление шерсти котёнка.

Вот что получилось в итоге.

Я попытался описать, как сделать мозаику своими руками. К сожалению, цветовой ассортимент смальты и стекла у меня не такой широкий, но как поётся в известной песне: «я его слепил(а) из того, что было».

Продолжение (изготовление рамки) смотрите здесь.

Работа над ошибками

Ошибка №1

Дело в том, что цветной рисунок сливается с цветными стеклянными фрагментами. Рисунок (шаблон), на котором собирается мозаика, лучше брать чёрно-белый (или бледный). А цветной использовать как образец.

Ошибка №2

Стекло обладает слабой адгезией и прибавляет лишний вес мозаике. Поэтому шаблон лучше сразу приклеить на основу клеем ПВА, загрунтовать смесью ПВА с водой (1:1) и собирать мозаику прямо на картинку.

Ошибка №3

Пенёк маленького диаметра удобен только тем, что занимает мало места. Колоть на нём смальту практически невозможно. Поэтому лучше использовать нормальный массивный берёзовый пенёк диаметром хотя бы 20 ─ 30 см.

Рекомендуемые статьи:

Как сделать мозаику своими руками : 6 комментариев

Уважаемые художники-мозаичисты продаю молотки для колки смальты. Двусторонние с победитовым наконечником.Цена 3000р. Тел: 89167743036 Гузель. Доставка по городам.

Подскажите где приобрели кирку каменщика с победитовыми напайками ?

Смальта

Услышав в первый раз «смальта», не каждый сообразит, о чем идет речь. Так что же такое смальта? Смальта — это кусочки непрозрачного стекла правильной или неправильной геометрической формы, именно такое определение можно считать достаточно точным.

Возникновение смальты

Первое цветное стекло начали получать еще в Древнем Риме. Но стабильное производство и распространение цветное стекло получило намного позже, в Византии. Почитание богов, строение для них храмов было первоочередной задачей древнего мира. Поэтому храмы возводились на века. И смальта для отделки храмов подходила, как нельзя лучше. Она не выцветает, морозоустойчивая и влагостойкая.

Powered by 

Чаще всего можно встретить смальту в объектах культа, как христианского, так и мусульманского

Как же производится смальта?

Для домашнего творчества подойдет колка. На специальное металлическое ребро устанавливается заготовка смальты. Затем это все зажимают специальной пластиной, долотом, и наносят удар молотком. Конечно, в производственных масштабах это все происходит автоматизировано и механизировано. Учтите, что края кусочков получаются острыми. Поэтому важно работать в перчатках. И немаловажным является тот факт, что осколки могут разлетаться. Защищайте глаза с помощью строительных очков.

  • Колун (это стол или бревно на котором в середине размещено зубило);
  • Молоток;
  • Кусачки;
  • Перчатки;
  • Очки.

Изготовление смальты в домашних условиях допускается при условии, что комната, в которой производится колка имеет ограниченный вход, дети могут легко пораниться даже от крошки материала.

При изготовлении смальты используют только окиси металлов (искусственные красители недопустимы при производстве). Разнообразие цвета обеспечивается различной концентрацией окисей металлов или их сочетанием.

Самый дорогой вариант — золотая смальта, в ее изготовлении действительно используется настоящее сусальное золото. Однако имейте ввиду, что можно встретить подделку и со временем такой материал позеленеет от влаги из окружающей среды.

Вот такая библиотека смальты будет для любого мозаичиста голубой мечтой…

Способ хранения

Также помните, что сортировать все нужно по цвету. Для этого подойдут подручные средства коробки от соков или каш. И не расстраивайтесь, если края осколков неровные. Если они не подойдут для этого полотна, есть возможность их использования в последующем.

Хранится смальта по группе цветов:

Если вы начали сортировку с нуля, то проще всего использовать нумерацию начиная с номера 1, если вы используете промышленную мозаику, то сортируйте и храните по номеру производителя.

Изготовление смальтовых панно и декоров

При изготовлении картин из смальты используют два способа: прямой и обратный. Прямой — это нанесение кусочков смальты на клейкую основу лицевой стороной вверх. Преимуществом такого способа является то, что вы результат видите сразу. Обратный способ — это когда частички стекла выкладываются лицевой стороной вниз и затем заливаются клеевой основой. Плюсом этого способа можно считать то, что из небольших таких фрагментов можно собрать большое панно.

Вот такой набор для колки вам потребуются для изготовления смальты

Новичку следует взять ровную, гладкую поверхность и выкладывать на нее четырехугольные кусочки параллельными рядами. Так как это несложно и не займет много времени. Смальта своими руками достаточно увлекательное творчество и художественным натурам стоит попробовать этим заниматься. Мозаика из смальты, фото которое здесь прилагается, выполнено исключительно творцами и людьми с богатой фантазией.

Золотая смальта может быть не только желтого цвета, но и красного, синего, зеленого…

Применение в интерьере

Теперь мы знаем, что такое смальта. Возникает другой вопрос: «Как ее применять в интерьере?» Смальта имеет широкую цветовую гамму и великое разнообразие форм. Это дает возможность использовать смальту во всех стилевых направлениях интерьера. Для классики и минимализма подойдут кусочки правильной геометрической формы. Если же у вас кусочки различны по форме и цвету, это можно использовать в отделки модернового, современного интерьера.

Интересная отделка различными форматами смальты

Современная отделка, в которой используется мозаика, смальта и стекла, керамики и керамического гранита, металла и натурального камня применяется практически при каждом ремонте в каждом доме.

Золото погружено внутрь смальты и в отличие от подделки оно не испортиться со временем

Квадрат с габаритами от десять на десять до пятьдесят на пятьдесят миллиметров, имеющий толщину в четыре миллиметра является самым популярным форматом. Вместе с тем, элементы, имеющие вид треугольника, ромба, овала, круга и иных форм сейчас имеют такую же популярность.

Отдельные из них собираются в матрицы с габаритами триста на триста миллиметров, для оптимального упрощения укладки. Они могут быть на сетке или основе из бумаги, которая приклеивается к поверхности мозаики с лицевой стороны. Ее смачивают с помощью воды и снимают, когда завершиться укладка. Сетку располагают с изнаночной стороны и сохраняется внутри массе из клея. Для того, чтобы облицовывать как ровные, так и поверхности с вогнутостями, имеющими плоскую форму, может также подойти такой вид матриц, имеющий жесткую фиксацию.

На плоскостях с кривыми линиями и с выпуклостями оптимальную фантазию в разработке композиций способна обеспечить непременно основа из бумаги. Удалив ее, можно просто осуществлять корректировку нахождения каждого элемента, которые могут держаться только с помощью состава из клея. Но элементы на поверхности бумаги создают для материалов с малым весом, которые более тяжелые — из камня — эту основу используют редко.

Самым древним материалом, возможно является мозаика из смальты и стекла. Наличие отличных технических характеристик, устойчивости цвета к ультрафиолетовым лучам, бесконечность художественного потенциала — придают ему востребованности и теперь.

При облицовке ванной, бассейнов и иных помещений, где есть увеличенная влажность, делают мозаику из стекла незаменимой абсолютное отсутствие пор и нулевое поглощение воды.

Особенности напольного применения

То, что есть хороший коэффициент сопротивления скольжению также надо помнить. R9 — самое низкое его значение, которое характерно для более массовых серий потребителей. Чтобы удерживаться босыми ногами на поверхности сухого пола этого в полной мере хватает. Однако, следует делать выбор менее скользких элементов, когда разговор идет о поверхностях, которые чаще всего заливает вода.

Художественные решения

Смальта весьма универсальный элемент. Ее можно применять для декора как гостиной, так и ванной комнаты. В оформлении гостиной это может быть отдельное панно. А если вы имеете художественный вкус, то оформление стены с помощью смальты доставит вам огромное удовольствие. Ванную комнату можно оформить целиком смальтой или заменить отдельный кафель. Но только стоит запомнить: в тех местах, где панно из смальты будет соприкасаться с телом, следует хорошо зашлифовать, чтобы не пораниться.

Очень кстати во время отделки печей, дымоходов, каминов, оказывается повышенная устойчивость мозаики из стекла к изменениям температуры. Максимально ее использование в фартуках кухне рядом с плитами и поверхностями для варки.

Использование вне дома

А если у вас есть сад, то можно вместо уродливых пластиковых фигурок использовать вазы, горшки или различные сосуды, оформленные с помощью смальты. Также можно оформить столешницы садовых столиков. Это сделает ваш сад похожим на сказочный.

Варианты использования

В оформление интерьера нет ничего проще, чем использовать смальту для декора. Изменить стол или тумбу. Оживить стену новыми радужными красками. Благодаря несравнимой игре света и цвета изображение приобретает трехмерность. Это даст вам возможность изобразить любую картину: по библейским мотивам, использовать сюжеты мифов Греции и Древнего Рима или взять за основу любимую сказку или мультфильм.

Интересным решением будет использование круглых камешков, напоминающих гальку. Подобрав их правильно и по цвету, вы получите картину, напоминающую капельки радуги.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что использование смальты в современном декоре сделает вашу квартиру индивидуальной и неповторимой. Смальта — кусочки радуги. Смальта — современная и древняя, ностальгическая, классическая и модерновая. Она такая разная и неповторимая. Невозможно, используя смальту, создать 2 одинаковые картины или два одинаковых интерьера.

Укладка смальты

Клей для смальты используется по аналогии с мозаикой. Укладка производиться на двухкомпонентный клей с латексной добавкой. Техника полностью совпадает с укладкой мозаики.

Клей для смальты двухкомпонентый, как для мозаики

Ваша фантазия и ваше упорство — вот, что обеспечит результат. Берите все в свои руки и вперед за исполнением вашей мечты, которая позволит создать уют и комфорт вашего жилища. Мозаика из смальты своими руками лучший способ подчеркнуть индивидуальность интерьера вашего дома.

Powered by 

Хотите частичку радуги в своем доме? Тогда смальта — именно то, что вы ищите. Игра света и цвета настолько неповторимая и сказочная, как на фото этой статьи, что переносит в детство. Туда, где краски были ярче, трава зеленее, а море — теплее. Туда, где любят и ждут. Туда, где твой дом.

Художественная стеклянная мозаика смальта — изготовление и применение материала

Смальта — это разновидность мозаики, выполненной из декоративного цветного стекла, которое отличается от обычного особой прочностью и непрозрачностью.

Для создания смальты часто вторично перерабатывают стеклянные отходы, которые не разлагаются в природе.

Поэтому изготовление смальты из стекла позволяет не только украшать интерьеры, но и внести вклад в дело сохранения экологии.

Сделать композицию из смальты можно своими руками, используя не только готовый материал, но и создав его самостоятельно из битого стекла.

Особенности материала и основные разновидности

Мозаики из смальты известны в истории еще со времен древнего Рима.

Сейчас изображения из цветных стеклянных кусочков можно увидеть как во дворцах, музеях и храмах, так и в современных зданиях и квартирах.

Смальта получила такое широкое распространение благодаря своим свойствам:

  1. Высокая прочность — из-за минеральных добавок материал обладает большой плотностью и твердостью, не бьется и не трескается от ударов. Чтобы расколоть смальту, требуются специальные инструменты. Материал также не подвержен истиранию, на поверхности не появляются царапины.
  2. Стойкость цвета — оттенки десятилетиями не теряют своей насыщенности, не выцветают на солнце. Такой мозаике не потребуется специального ухода и реставрационных работ — это выгодно отличает ее от стеновых росписей и фресок.
  3. Устойчивость к негативным факторам внешней среды — материал хорошо переносит большие перепады температур, является морозоустойчивым. Смальта не впитывает влагу, не расширяется при нагреве. Эти свойства позволяют использовать ее в наружных работах — например, при украшении фасадов зданий.
  4. Широкие возможности для творчества — материалу можно придать практически любой оттенок. Не менее эффективно еще одно средство выразительности — неоднородность фрагментов. Они могут быть разного размера и формы, с неровными краями, что часто позволяет найти интересные художественные решения.
  5. Экологичность — материал безопасен для здоровья человека, не выделяет токсинов и веществ, вызывающих аллергию. Использование стеклянных отходов способствует защите окружающей среды.

Выбор разновидности смальты зависит от поставленной художественной задачи.

По форме и размеру фрагментов в современном производстве выделяют следующие типы:

  1. Opus — одинаковые кусочки квадратной формы, небольшого размера.
  2. Fusion — свобода в разнообразии форм, варианты с неровными краями.
  3. Ravenna — квадратные фрагменты различного размера.
  4. Wall — кусочки продолговатой формы, которые напоминают кирпичную кладку (может быть как горизонтальное, так и вертикальное направление).

Помимо формы критерием служит состав материала — например, смальту с содержанием драгоценных металлов выделяют в отдельную группу.

Смальта, содержащая драгоценные металлы, имеет значительно большую стоимость. Килограмм материала с золотым слоем будет стоить около 60-80 тысяч рублей.

Цена за килограмм обычной смальты — 500-1000 рублей.

Как применяется в интерьере?

Смальта — это прекрасный облицовочный материал, который гармонично сочетается с большинством видов отделки. Яркость, красота и прочность стеклянных кусочков позволяют создавать изысканные панно из смальты на стенах помещений.

Благодаря твердости ее используют в качестве напольного покрытия даже в местах с достаточно высокой проходимостью — например в музеях.

Устойчивость к неблагоприятным воздействиям позволяет украшать монументальными эффектными панно из стеклянной мозаики и орнаментами фасады зданий.

Влагостойкость мозаики делает ее подходящим украшением для интерьера бани и сауны, также можно выложить рисунок на дне бассейна, фонтана или пруда.

Из-за дорогостоящих материалов, сложной обработки и выкладывания рисунка вручную услуги мастеров по мозаики очень недешевы. Но при желании вполне можно выложить мозаику самостоятельно, воспользовавшись инструкцией и советами специалистов.

Состав и технология изготовления

Смальту готовят путем расплавления кварцевого песка в смеси с оксидами металлов. Наряду с распространенными металлами — железом, никелем, медью, — в технологии используют и драгоценные — серебро и золото.

Часто используются предварительно измельченный в порошок стеклянный бой.

Профессиональные художники смальту нужных оттенков предпочитают готовить самостоятельно.

Для большинства разновидностей смесь выплавляют в печи при температуре 1200 градусов в течении четырех часов. Затем полученную массу остужают до нужной температуры, раскатывают на плоскости (обычно на чугунной поверхности), и нарезают на части.

Готовый продукт выглядит как кусочки заданной формы. Также смальту выпускают в виде больших плоских плит — в дальнейшем ее можно расколоть по своему усмотрению.

На оттенок могут повлиять различные факторы помимо состава — например, температура и время плавления, поэтому можно получать разную окраску даже если точно придерживаться рецепта. Часто цвет получается неоднородным, с красивыми переливами и ощущением глубины.

Из чего изготовить мозаичные элементы своими руками?

Выполнить весь процесс по варке смальты можно только при наличии специального оборудования.

Чаще всего в домашних условиях готовят лишь фрагменты для будущей мозаики, раскалывая или разрезая уже готовую стеклянную плитку.

Продается смальта в магазинах для творчества.

В то же время за основу для самодельной мозаики можно взять любые подручные материалы:

  • остатки кафеля, битая посуда — для белой стеклянной мозаики;
  • бой пивных бутылок — для коричневой и зеленой;
  • бой прозрачного стекла, шлифованный и крашенный в любые цвета.

Мастера часто изготавливают смальту своими руками в домашних условиях, ведь не у всех есть средства на покупку этого дорогого материала.

Как резать и чем пилить?

Для этой операции понадобится набор инструментов:

  • зубило;
  • молоток;
  • кусачки;
  • защитные очки;
  • мерные инструменты — линейка, рулетка.

Также необходимо оборудовать специальную прочную поверхность, на которой будет происходить процесс раскалывания. Пластину смальты надежно фиксируют на плоскости (можно использовать струбцину).

Затем материал раскалывают при помощи ударов молотка по зубилу, которое устанавливается на отмеренные участки. Неровные края обрабатываются кусачками.

В домашних условиях смальту практически невозможно наколоть на ровные части, для этого требуются специальные приборы, такие как гильотина.

Если вам необходимы только одинаковые фрагменты, лучше обратиться в мастерскую.

Изготовление картины или панно

Работа выполняется в следующей последовательности:

  1. Выбор рисунка — для выполнения мозаики предпочтительнее взять рисунок с крупными деталями и плоскостями однородного цвета.
  2. Подготовка эскиза — на этом этапе подбираются цвета и рассчитывается количество кусочков. Для удобства можно вырезать детали рисунка из картона и заполнить их фрагментами «на черновую».
  3. Рисунок переводится на поверхность, подготовленную для мозаики. Сделать это проще всего при помощи кальки или подготовленных ранее картонных шаблонов.
  4. Для укладки кусочков мозаики понадобится специальный двухкомпонентный водостойкий клей белого цвета. Подойдет любой из составов для мозаики — например, Keracrete, UHU, Isolastic, Drauf. Если панно будет расположено на дне бассейна, следует выбирать клей на эпоксидной основе, особенно устойчивый к длительному воздействию влаги.
  5. Как закончили класть смальту, работу оставляют сохнуть на сутки, затем выполняют затирку. Для этого используются водостойкие эластичные составы различных цветов. Затирку наносят мягким резиновым шпателем, излишки сразу удаляются влажной тканью.

После окончания работы панно оставляют сохнуть на неделю, после чего можно провести еще одну заключительную чистку с использованием моющих средств.

Если мозаика расположена в водоеме, его можно наполнить водой не ранее, чем через десять дней.

Полезное видео

Еще немного о мозаике из битого стекла и посуды смотрите в этом видео:

Заключение

Смальта — практичный облицовочный материал, который предоставляет широкие возможности для воплощения художественных проектов. Благодаря своим многочисленным достоинствам: прочности, долговечности и безопасности смальта остается лучшим вариантом для украшения интерьера жилого помещения.

Источники:

Ссылка на основную публикацию
Похожее